На смену кассам пришли компостеры, где не было той магической ленты, по которой медленно двигались монетки. А в своё время кассы-копилки пришли на смену кондукторам. Функции регулирования наполнения салона взяли на себя входные двери. Если они закрывались, то можно было ехать. Наличие на борту кондуктора перестало быть производственной необходимостью и начали искать возможные способы обилечивания пассажиров.
В определённый момент уровень общественной морали в обществе достиг достаточно высокого уровня. Высокая социальная ответственность заставляла практически каждого гражданина следить за оплатой проезда. Правда, контролёры тоже были и бесплатный проезд “зайцем” мог обернуться потерями для кошелька и прочими неприятностями. Поэтому кассы-копилки делали максимально простыми, без защиты от отматывания билета без оплаты. Эту функцию возложили на пассажиров.
Кассовые аппараты всегда устанавливались таким образом, чтобы на него был устремлён взор сразу с нескольких сидячих мест. Нередко сиденья даже специально разворачивали. Я помню, что в ЛиАЗ-677 на пригородных маршрутах, например, кассу крепили у кабины. Это позволяло водителю следить за исправностью оплаты.
Кассы-копилки обладали одним изъяном. Благодаря конструкции тот, кто изымал деньги из аппарата, мог сослаться на то, что пассажиры больше отматывали, чем платили. Именно с этим связано расхождение между скопившейся суммой и “проданными” билетами.
Честно скажу, что не знаком с конструкциями более ранних аппаратов, а потому не готов сказать, когда простой бункер для монет был заменён на сейф с замком. В сегодняшнем обзоре аппарат снабжён именно запирающимся сейфом для монет.
Ну хватит слов, давайте перейдём к фотографиям.
Как показал беглый осмотр, этому аппарату повезло – его не успели установить в автобусе.
Это вид справа. Здесь расположена ручка привода и шильдик завода-изготовителя. Стрелка на поздних кассах наносилась краской. Я помню, что на ранних образцах она была выполнена также в виде шильды.
Не смотря на два отверстия в нижней части корпуса – они не сквозные и не могут быть использованы для крепления. Закрывает отверстия усиливающая пластина, которая приварена изнутри.
Синяя крышка крепится в четырёх местах. Причём, один из крепежей – обычный винт с крестовым шлицом. Возможно он как-то пломбировался. Остальные более хитрые. Но об этом позже.
Слева расположен люк отделения под катушку с билетами. В нижней части корпуса предусмотрен резиновый бампер для откидывающейся крышки.
Вот так выглядит открытый люк. Катушка с билетами надевалась на шпиндель, а чтобы она не съезжала – фиксировалась пластиной. В свою очередь для уменьшения трения пластина была снабжена тремя выштамповками. Однако на внутренней стенке кассы выштамповок не было. Пластина на шпинделе фиксировалась овальной шайбой. Люк открывался достаточно примитивным ключом с двумя контактными точками. На этой кассе замок вообще проворачивается рукой.
После того, как катушка надевалась на шпиндель, билетную ленту заправляли в пластиковую направляющую билетопротяжного механизма.
На передней панели кассы в нижней части корпуса располагался люк с доступом к сейфу. Тут запор уже был серьёзным. Для привода засовов использовался так называемый тубулярный замок. Он хорошо известен сегодня как средство для защиты ноутбуков, проекторов и прочей электронной техники. Иногда ставится и на мебель. Он достаточно устойчив к силовому прокручиванию, скорее всего поэтому и нашлось ему место в конструкции.
Разберем теперь кассу и посмотрим на все её элементы.
Снаружи корпус выкрашен молотковой краской, а внутри какой-то странной, причём розового цвета. На дне видны крепежные отверстия. И та самая усиливающая пластина, которая приварена и к задней стенке. Весь механизм кассы крепится на фланцы. НО! Из-за экономии, наверное, всего на два винта, а не на четыре.
А вот и “потроха”. Механизм протяжки билетной ленты и проворачивания монетного транспортёра.
Вид со стороны билетной катушки (слева). Как видно, за процесс выдачи билета отвечает резиновый валик. Он выполнен в виде трёх раздельных резиновых шайб, которые входят в прорези билетопротяжного устройства. Для обеспечения прижима есть пружина, а сам билетопротяжный механизм опирается на опору.
Это вид со стороны приводной рукоятки. Для предотвращения обратного вращения ленты установлен храповый механизм. Именно он придавал тот характерный треск при вращении рукоятки. Справа видна ось второго (натяжного) валика монетного транспортёра.
Вид спереди. Для фиксации рукоятки на валу есть стопорный винт. Ещё из интересных особенностей: для снижения износа и уменьшения трения установлены латунные втулки, которые впрессованы в стенки. Справа видно, как одна втулка, возле храпового механизма, не очень-то впрессовалась на заводе. Сверху крепятся два металлических отражателя, которые также окрашены молотковой эмалью. При этом они почему-то разного цвета.
Это вид сзади. Сверху не хватает ещё одного отражателя монет. Он уже не крашенный, а никелированный.
Вид сверху. Под резинками находится два винта крепления механизма к корпусу. Резинки были приклеены на обычный “Момент”. Они необходимы для изоляции плексигласового колпака от металлического корпуса. Скорее всего таким образом боролись со скрипами дребезжанием.
Теперь внимательно изучим сейф. Он уже выполнен из воронёной стали. Это рабочее состояние сейфа. Приёмный люк для денег открыт.
А это защищённое состояние. В этом положении доступ к содержимому защищён замком. Ведь одной из самых больших проблем был свободный доступ персонала к наличным деньгам.
Вид на сейф сверху. В центре задвигающегося люка виден крючок замка. Справа видна ещё одна планка. Это всё элементы защиты сейфа. Дополнительно, если уж совсем не было доверия к персоналу, сейф можно было опломбировать к корпусу кассы через петлю на наружной стенке сейфа (на фото справа внизу).
При задвигании люка, скоба попадала в механизм замка. Весь алгоритм работы достаточно интересен. Чтобы вставить сейф на место надо чтобы люк находился в закрытом положении. Но тогда бы защёлкнулся замок? Да! Поэтому замок здесь был двойного действия. При первичном закрывании люка он лишь проворачивался в подготовительное положение и люк мог быть открыт. А при вторичном – закрывался навсегда.
Вторая скоба нужна была для защиты от вытаскивания сейфа с открытым люком. Видите, в дальнем полозе есть фиксирующий штырь? Он позволял задвинуть сейф без проблем, а вот при вытаскивании – упирался в прорезь на ответной части салазок и не давал возможности выдернуть сейф.
Отпирался сейф достаточно простым ключом. Я смог сделать это отвёрткой. Для предотвращения несанкционированного доступа замочная скважина запиралась штифтом и пломбировалась. На фото защита в рабочем положении.
На этом фото защита вынута из замочной скважины.
Вид сверху на сейф с закрытым приёмным люком и снятой защитой.
Полностью снаряжённый сейф с закрытой защитой, готовый к установке в аппарат.
Рукоятка привода на моём образце оказалась с трещиной. Не исключено, что заводской брак.
Очень интересны винты крепления крышки к аппарату.
Они вставляются вот в такие фигурные отверстия. Это позволяет затянуть их при отсутствии шлица на головке. Из четырёх точек крепления три выполнены именно такими, а четвёртая – простой винт со шлицом, о котором я писал ранее.
Вот в таком положении сейф вставляется в кассу. Вставить с открытым люком сейф не получится – мешает планка слева. Она будет упираться в салазки. Сейф не займёт штатное положение и закрыть наружную крышку кассы не получиться.
А вот штатное положение. И только в таком положении касса может быть закрыта. В свою очередь вынуть сейф мешает и штифт в полозе, и планка слева, которая в этом положении также запирается в салазки.
А вот и шильдик кассового аппарата. К сожалению, к кассе не было инструкции. Поэтому завод-изготовитель для меня остался тайной.
Не очень понятна ситуация с нумерацией. Встречал в интернете шильды с 1987 годом изготовления – там были номера 1****, а также с 1988 годом изготовления, а номерами на 9***. Похоже, что это была ежегодная, а не сквозная нумерация.
Кассовый аппарат А602 в рабочем состоянии. Впрочем, на поздних кассах прозрачным был не весь колпак, а лишь квадратное окошко над лентой. На этом был такой же, но в виду утраты, он заменён на более привычный.
Прозрачный колпак был нужен для того, чтобы можно было проконтролировать оплатил ли пассажир проезд, прежде чем взяться за рукоятку. Одно деление на ленте условно соответствует одному билету.
Некоторые пассажиры, которые не имели 5 копеек для оплаты, кидали 10, 15 или даже 20 копеек, а потом собирали сдачу с других пассажиров, отматывая им билеты.
Широкая прорезь позволяла принимать и купюры, но этого никто не делал. Разве что не оплачивался проезд большой группы. Насобирать 95 копеек сдачи было очень проблематично. Ведь для этого надо было отмотать 19 билетов. А кто поверит, что вы бросили рубль, который к тому времени провалился в нутро аппарата?
Как показал обзор, проблема не совсем добросовестного персонала остро стояла и 30 лет назад. Для защиты от махинаторов использовались механические средства. Продолжали ли их использовать после выхода с завода изготовителя? Всё зависело от руководства парков. Думаю, что вы понимаете о чём я.
Сегодня история сделала виток. В начале 90-х мы потеряли компостеры, а на смену им пришли кондукторы. Сегодня мы ищем возможность избавиться от кондукторов. По некоторым данным именно через это “слабое звено” утекает достаточно большое количество денежных средств. Кто-то называет это компенсацией низкой заработной платы. Но есть разница между 60-ми годами ХХ века и нынешним временами. Нет столь высокой социальной ответственности.
Кстати, всегда было интересно оценить финансовые затраты и доходы от уровня социальной ответственности в обществе. Ведь в конечном счёте на воспитание и неотвратимый карательный механизм надо тратить деньги. Зато можно сэкономить на хитроумности различного рода защит. Конечно, с одной стороны это стимулирует производство, но с другой – отягощает жизнь различными ненужными и сложными устройствами.
Ну вот и всё на сегодня. Надеюсь, что было интересно. Если будет достаточно времени, то скоро ожидайте рассказ про другие транспортные девайсы.