Компостер пробивной КП-74

В 70-е годы была разработана одна из самых удобных, модель компостера для гашения проездных билетов. Компостеры появились в дополнение к системам продаж билетов через кассы. Некоторое время они шли рука об руку, но чуть позже компостеры вытеснили старушки-кассы. Этот вид оплаты мы сегодня назвали бы предоплатным. Пассажир покупал билеты заранее, а уже по мере необходимости производил гашение. Такой вид билетов получил название “абонементные талоны”. Реализацией абонементных талонов занимался водитель. Помимо этого, в Ленинграде существовали специальные торговые точки, где можно было купить билеты впрок. Чтобы билеты не портились их вкладывали в книги или портмоне. Также в продаже были специальные пластиковые книжечки-перекидушки. К сожалению, я не смог найти свою, которая где-то затерялась в закромах. Без защиты билеты могли быстро превратиться в лохмотья.
Способ оплаты абонементными талонами был удобнее тем, что не требовалось искать мелочь по карманам и толпиться у кассы. Его выбирали те, кто ездил время от времени. Завсегдатаи выбирали “карточки” они же проездные билеты на месяц или квартал.
Впоследствии, когда злоупотребления пассажиров по отматыванию билетов без оплаты приняли катастрофический масштаб, начался массовый переход на обслуживание без использования касс. Я помню, как на стёкла форточек трамвая нанесли трафаретную надпись “безкассовое обслуживание”.Перед вами компостер КП-74. Как следует из цифрового индекса – это модель 1974 года. Я вот отчётливо помню такие компостеры в трамваях и троллейбусах, но совершенно не помню, чтобы они устанавливались в автобусах.

Да, как это не удивительно, но одновременно с кассовыми аппаратами для продажи билетов производили устройства для гашения талонов. Только для гашения предполагалось использовать билеты купленные заранее. Они и получили название “абонементные талоны”.
Компостер было не так-то просто открыть. Доступ к механизму преграждал замок с четырёхгранным ключом.
Внутри не было ничего секретного, но несознательные граждане могли поменять из хулиганских побуждений пробивной набор.

У меня в коллекции находится несколько таких компостеров. Я выбрал самый красивый из них для этого обзора. Итак, модель КП-74, №37397 был выпущен в январе 1983 года. Так уж получилось, но он никогда не стоял ни в каком транспортном средстве. Родиной компостера стало Производственное объединение “Калининградторгмаш”, располагавшееся по адресу пл. Маршала Василевского, д.2. Как можно понять из названия оно специализировалось на производстве различного торгового оборудования. Ныне, в 2015 году, данного предприятия не существует, как и многого в нашей стране. Все здания бывшего завода заняты арендаторами.

Принцип работы был достаточно понятен для любого пассажира. Вставить что-то в прорезь на которую указывает стрелка и нажать на никелированный рычаг.

Итак, для доступа к механизму – вставим заветный ключик. Кстати, ключ был универсальным, что для кассовых полуавтоматов, что для компостеров.

Как видно на этом изображении, ключом мы провернули обычную защёлку. Давайте посмотрим, что же за механизм делал загадочные отверстия в билетах.

Пожалуй, это была одна из самых удобных моделей компостера. Она имела достаточно большой набор возможных комбинаций пробоя, а также лёгкий механизм для пользователя.

С помощью рычага осуществлялось перемещение матрицы, в которую вставлялся талончик.

Вот так выглядит механизм сверху. Обратите внимание, что не смотря на две пружины, механизм был очень мягким. Как показал эксперимент, даже двухлетний ребёнок лёгко осуществляет гашение билета. Запомните чёрную металлическую планку с отверстиями. О ней я расскажу чуть позже.

Это вид снизу. Невероятно, но конструктор предусмотрел даже функцию сбора стружки от пробитых билетов.

На этой фотографии открыт специальный люк, который препятствовал выпадению стружки и открывался только в тот момент, когда был открыт корпус. Как понятно, в ходе эксплуатации мало кто беспокоился о чистоте в салоне и конфетти падало просто на пол.

Давайте посмотрим, что же должно было попадать в металлические челюсти этого “щелкунчика”. Согласно паспорту размеры талона должны быть 47х80 мм. Для эксперимента я взял талон “Ленинградского трамвая” 1982 года выпуска. Такие появились в Ленинграде в начале 70-х годов. Номиналом 3 копейки. Да, трамвай стоил дешевле всего. Что интересно, размер этого талона 37х75 мм. То есть даже такой талончик не проходил по требованиям конструкции.

Приглашение талончика “Ленинградского троллейбуса” 1976 года выпуска ничего не изменило. Номинал его 4 копейки, но размеры аналогичные.

Для чистоты эксперимента были приглашены универсальные талончики. Для покрытия возрастающих расходов автотранспорта было решено уравнять в цене весь наземный транспорт в Ленинграде. Однако билет 1990 года выпуска, номиналом 5 копеек, имеет размер 35х78 мм. По длине почти дотянул, а вот ширина подкачала. А вот талон 1991 года выпуска, номиналом 15 копеек имел размеры 38х60 мм. Таким образом, ни один из продававшихся в Ленинграде талончиков не отвечал требованиям завода-изготовителя.

Для понимания важности длины талончика я расположил их по отношению к компостеру. Как видите, только ранние талончики было хоть немного удобно гасить в этом компостере. 15-ти копеечные талоны гасить было уже практически невозможно, но об этом позже.

На ранних талончиках отсутствовала надпись о необходимости гашения их компостером. Позже, для предотвращения препирательства с контролёрами, на талончиках появилась надпись “Недействителен без компостера”. Не исключено, что это было связано и с усилением контроля на линии.

Размеры талончика были заданы не случайно. Во-первых, на талончик должны были влезть все просечки, а во вторых – надо было этот талончик после гашения из компостера достать. Вот так торчит из компостера “большой” талон ленинградского трамвая.

Конечно, неопытные пассажиры на первых порах вставляли талончик подобным образом. В этом случае гашение происходило неправильно.

Для наглядности я разместил талончик внутри механизма с открытой крышкой.

За пробивку отверстий или гашении, отвечает специальный набор металлических стержней – пуансонов.

“Программирование” происходит следующим образом. Откидывается специальная крышка и вынимаются ненужные пуансоны. После этого крышка закрывается и компостер готов к работе. Лишние пуансоны можно было хранить в самом компостере и использовать для “перепрограммирования” компостера. Хранились они в той самой чёрной металлической планке с отверстиями, которую было видно на фото сверху.

Вот так выглядит “талончик” с максимальным количеством пробитых отверстий. Естественно, что совесть не позволила мне производить гашение ветерана и в роли подопытного выступил листок белой бумаги. По размеру он точно соответствовал оригинальному талончику.

Здесь наглядно видно, как отличаются по-разному “запрограммированные” варианты. Кто увлекается математикой – может посчитать количество возможных комбинаций. Такое обилие позволяет достаточно серьёзно защитится от хитрецов. Возить в кармане запас талончиков и предъявлять их на “подбор” было достаточно непросто.
Менять пробивной набор было необходимо. Если на маршруте работало, например, 10 нарядов, а машины были закреплены за маршрутом, то хитрым пассажирам удавалось формировать “коллекцию” талонов для предъявления контролёрам. Таким образом сходила на нет вся работа конструкторов по увеличению возможных комбинаций набора. Но очень скоро в парках перестали заниматься сменой пуансонов и вероятность предъявить старый талончик, выдав его за новый, вновь возросла.

А вот маленькие талончики компостировать было уже совсем неудобно. Во время перемещения матрицы талончик затягивало внутрь корпуса и достать его становилось достаточно сложно. Добавьте сюда тонкую бумагу, а особенно – в дождь, и получите практически нерешаемую задачу. Нередко в руках пассажира оказывался только обрывок. Это стало одной из причин, по которой данная модель компостера применялась всё реже. А на складах обособленных структурных подразделений, даже спустя двадцать лет после исчезновения необходимости гасить талончики, можно было найти новые приборы “в масле”.

Следует добавить, что где-то с середины 80-х годов талончики стали выпускать не в блоках, а в лентах. Неровный край показывает, что отделить талончики друг от друга являлось ещё одной непростой задачей.

Если уменьшение размера талончика ещё можно было оправдать попыткой сокращения затрат, то переход с блока на ленты остаётся для меня необъяснимой загадкой.

На этом позвольте закончить изучение этого интересного прибора. А вашему вниманию предлагаю паспорт, который поставлялся с каждым устройством.

Добавить комментарий